История викторианской фотографии

Период 1837-1901 годов, обычно называемый “викторианской эпохой”, обязан своим названием королеве Виктории. 63-летний период правления английской королевы (королева Виктория скончалась в январе 1901 года) положил начало многочисленным изобретениям и промышленным достижениям. Это был также поворотный момент в истории фотодела, поскольку именно в 1830-х годах была разработана фотография в том виде, в котором мы знаем ее сегодня.

В этой статье мы расскажем о зарождении и развитии фотографии викторианской эпохи, рассмотрим каждый из процессов и докажем, что викторианская фотография была гораздо более сложной, чем вы могли подумать. На самом деле, применяемые методы были сложными процедурами, которые требовали глубокого знания работы с химическими веществами, такими как коллодион, йод или нитрат.

История викторианской фотографии – самые истоки

Генезисом фотографии принято считать 1839 год, хотя все гораздо сложнее.

На самом деле незадолго до начала эпохи Виктории, в 1820-х годах, Никифор Ниепс смог запечатлеть вид из окна своего рабочего кабинета на бумаге, сенсибилизированной хлоридом серебра. Однако конечный результат был не совсем эффективным. После еще многих попыток он наконец получил фотографическую копию гравюры, которую наложил на стекло.

Затем, в 1826 или 1827 году (точный год в источниках не уточняется), он создал вид из своего рабочего кабинета, на этот раз на оловянной пластине, в процессе, называемом гелиографией, создав первое в истории постоянно фиксированное фотографическое изображение.

Фотографические усилия Ниепса, несомненно, сыграли решающую роль в развитии современной фотографии. Однако только после того, как в 1829 году Луи Жак Манде Дагер вступил в игру, фотодело действительно пошло в гору. Ниепс объединился с Дагером, который продолжал совершенствовать свою технику после внезапной смерти Ниепса в 1833 году. Его техника стала известна как дагерротип.

Давайте рассмотрим характеристики знаменитого изобретения Дагера и всех остальных, которые последовали за ним.

Дагерротипная фотография – 1839-1860 гг.

Грайс, Ф., фотограф. Неопознанные мужчина и женщина, сидящие лицом вперед, ок. 1855 года. Фотография.

Дагеротип, получивший свое название от имени изобретателя, представлял собой процесс, при котором тонкая медная пластина сначала покрывалась нитратом серебра, а затем подвергалась воздействию паров йода, в результате чего получалось детальное, но чрезвычайно хрупкое изображение. Поэтому дагерротипы обычно покрывались стеклом для защиты и хранились в деревянных футлярах на шарнирах с богато украшенными кожаными, бумажными или бархатными обложками.

На начальных этапах процесс дагерротипии требовал времени экспозиции от пяти минут до получаса, которое позже, благодаря современным инновациям 1840-х годов, было сокращено до одной минуты.

Расцвет техники дагерротипии пришелся примерно на первые два десятилетия викторианской эпохи, однако она оставила значительный след в дальнейшем развитии фотографии.

Калотипия – 1839-1860 гг.

Уильям Тальбот, Плотники за работой, около 1842 года, Фотография, взято с сайта Wikimedia Commons

Параллельно с Луи Жаком Манде Дагерром над собственной техникой работал другой пионер фотографии в викторианской Англии – Уильям Генри Фокс Тальбот. Он был вдохновлен заняться производством фотографий после поездки на итальянское озеро Комо в 1833 году.

Запатентованный им процесс получил свое название от сочетания греческих слов “хорошо” (κάλο) и “впечатление” (τύπος).

В нем лист бумаги, покрытый нитратом серебра, высушивался и покрывался йодистым калием, в результате чего получался йодистое серебро. Затем Талбот покрывал бумагу раствором нитрата серебра, галловой и уксусной кислот, после чего бумага подвергалась воздействию света в камере-обскуре (темной комнате). Затем он фиксировал проявленные изображения гипосульфитом натрия, получая таким образом негативное изображение.

Талбот понял, что он может использовать негативное изображение для получения множества позитивных изображений.

Калотипы отличались своей мягкой текстурой без особых деталей, но с сильным акцентом на тон. Эти типы отпечатков были более популярной формой фотографии в викторианской Англии, в отличие от Соединенных Штатов, где люди предпочитали блеск и детализацию техники Дагера.

Процесс Уильяма Генри Фокса Тальбота обычно называют “соляной печатью”, он был популярен с 1839 по 1860 год. Большой вклад раннего фотографа в современную фотографию связан с проявлением, закреплением и печатью фотографий.

Стереоскопия – 1851 год

На Большой выставке 1851 года в Гайд-парке Хрустального дворца ученый сэр Дэвид Брюстер представил публике линзовую стереоскопию.

Как и многие названия фототехники викторианской эпохи, название стереоскопии также происходит от греческого – stereos означает “твердый” или “прочный”, а skopeō – “видеть” или “смотреть”. Стереоскопические изображения называются стереограммами.

Основная идея стереоскопии заключается в том, чтобы представить зрителю два немного разных изображения, которые будут восприниматься каждым глазом через две отдельные линзы, тем самым создавая в мозгу иллюзию трехмерного изображения.

Стереоскопические изображения приобрели огромную популярность среди среднего класса Викторианской эпохи, и линзовый стереоскоп производился многими компаниями, стремившимися извлечь из него прибыль.

Революция мокрого коллодиона

Тем временем в 1851 году скульптор из Лондона по имени Фредерик Скотт Арчер произвел еще большую революцию в фотографии в викторианской Англии, объявив о своем мокром коллодионном процессе. Он представлял собой комбинацию фотографий Дагера и Тальбота, но обещал быть дешевле и проще, что давало ему значительные преимущества перед обоими методами.

Фотографический процесс Арчера вскоре завоевал популярность у публики. Он включал в себя покрытие влажной стеклянной пластины влажным коллодионным* раствором, содержащим соли серебра, которые были светочувствительными.

Сама фотосъемка должна была происходить в течение 15 минут после нанесения покрытия, поэтому требовалась портативная камера-обскура, а время экспозиции занимало меньше времени, чем при дагерротипии и калотипии. В результате получалось негативное изображение на стеклянной пластине, способное запечатлеть микроскопические детали.

Фотографии, полученные с помощью мокрого коллодионного процесса, давали очень четкие и долговечные изображения, способные противостоять выцветанию с течением времени.

*Коллодион – это легковоспламеняющаяся смесь нитроцеллюлозы в спирте и эфире.

Альбомные отпечатки – 1855-1890 гг.

Отдел танца Джерома Роббинса, Нью-Йоркская публичная библиотека. (1870 – 1889). Радина, Фабр, Прихунова, Зайцева, Симская, Ланч (?), Гранкен (?)

Чуть дальше к юго-востоку Европы, в Лилле, Франция, Луи-Дезире Бланкарт Эврар пошел еще дальше, заменив соленую бумагу на альбумин (яичный белок).

В этом случае тонкий лист бумаги покрывался яичным белком и солью (хлоридом натрия), что придавало поверхности глянцевый и гладкий вид. После этого бумага покрывалась нитратом серебра и водой, которые вместе с альбумином создавали светочувствительные соли серебра.

Проявление белкового отпечатка происходит путем контактной печати, т.е. прижатия объекта или негативного изображения непосредственно к поверхности бумаги. Затем бумага подвергается воздействию света – очевидно, солнечного света, поскольку мы говорим о середине XIX века.

Альбомные отпечатки узнаваемы благодаря очень тонкой бумаге, которая обычно крепилась к картону или картонке. Если вы когда-нибудь бывали на блошином рынке или в антикварном магазине, вы могли встретить старые викторианские фотографии, закрепленные на картоне (подробнее об этом ниже).

Хотя техника альбомной печати была разработана одновременно с печатью на соленой бумаге Тальбота, именно альбомные отпечатки использовались с мокрыми коллодионными негативами.

Альбуминная печать вскоре заняла ведущее место в фотографии викторианской эпохи и оставалась самой популярной ее формой примерно до 1890 года.

Амбротипия фото – 1854 – середина 1860-х годов

Шомбургский центр исследований черной культуры, Отдел фотографий и отпечатков, Нью-Йоркская публичная библиотека. (1860). Двойной амбротипический портрет Албро Лайонса-старшего и Мэри Джозеф Лайонс

Коллодионный метод мокрой пластины Арчера также использовался для получения амбротипов. Они формировались путем помещения черной карточки или нанесения черной краски на обратную сторону стекла, поскольку исходное изображение было негативным (светлые и темные оттенки были обращены).

Амбротипы часто путают с дагерротипами, поскольку каждый из них часто помещался в декоративный защитный футляр, однако их производство было дешевле, чем производство дагерротипных фотографий.

Они также отличались мрачным видом, поэтому фотографы того времени очень часто прибегали к технике ретуши, например, слегка раскрашивали фотографии вручную, чтобы придать им более живой вид. Викторианские фотографы, создававшие амбротипы, например, использовали краску розового цвета, чтобы добавить румянец на щеки женщины или золотые блики на светлые участки фотографии.

Тинтип фото – 1856-1900 гг.

Неопознанная девушка в траурном платье держит в рамке фотографию своего отца в образе кавалериста со шпагой и в шляпе Харди. [Между 1861 и 1870 годами] Фотография. Получено из Библиотеки Конгресса США
Другой метод, в котором использовался процесс мокрого коллодирования, был изобретен в 1856 году Гамильтоном Л. Смитом и назывался тинтип, также известный как ферротип или мелайнотип. Эти фотографии печатались на почерневшем железе или другом тонком металле и не использовали негативы.

Тинтипы были дешевле дагерротипов и амбротипов, однако им не хватало детализации. Как и амбротипы, они также имели тенденцию к ручной раскраске, из-за чего часто выглядели неестественно.

Визитная карточка – 1860-1890 гг.

Вернон Хит, принц Альберт, около 1867 года, отпечаток альбуминовым серебром, получено из собрания музея Гетти

Давайте перейдем к Carte de visite, или CdV, которыми викторианцы были совершенно очарованы во второй половине XIX века.

В 1850-х годах Андре-Адольф-Эжен Дисдери придумал идею визитных карточек, которые представляли собой небольшие фотографии размером 4″ x 2,5″, обычно напечатанные на альбуминовой бумаге.

Эти фотографии оказались очень популярными среди викторианцев 1860-х годов, которые торговали ими между собой и даже выставляли их в салонах и хранили коллекции в фотоальбомах (возможно, слово “альбом” происходит от альбомных отпечатков 1850-х годов).

Эти картонные изображения викторианской эпохи, вероятно, являются наиболее узнаваемыми типами портретов того периода, которые и по сей день можно найти во многих экономных магазинах и антикварных уличных ярмарках по всему миру.

Они часто включали надпись на лицевой стороне с подробным указанием названия и адреса фотостудии, где была сделана фотография (на некоторых carte de visite логотип фотостудии был напечатан на обороте). Иногда фотокарточки подписывались их владельцами.

Эти визитные карточки были первым намеком на массовую фотографию, поскольку негативы позволяли создавать многочисленные копии изображения. Лихорадка carte de visite быстро привела к падению дагерротипной фотографии, которая была более дорогой, медленной и хрупкой, что затрудняло транспортировку.

Kodak

К концу XIX века коллекционирование и обмен фотографиями стали популярным развлечением для многих, что потребовало еще большего прогресса в этой области для ускорения процесса фотографирования.

В 1888 году компания Eastman Dry Plate & Film Company из Рочестера, штат Нью-Йорк, выпустила новый фотоаппарат под названием Kodak. Камера стоила 25 долларов (примерно 524 доллара сегодня) и была оснащена рулонной пленкой на 100 экспозиций. После съемки фотоаппарат можно было отнести на фабрику, где пленку удаляли и заменяли новой, а фотографии проявляли за 10 долларов (примерно 206 долларов сегодня).

Камера Kodak стала настоящей революцией в фотографии XIX века, которая получила дальнейшее развитие и в конечном итоге перешла на цифровые технологии.

Заключение

Викторианская эпоха, несомненно, была временем большого технологического прогресса. Данная эпоха дала множество новых достижений и изобретений, одним из которых стала фотография. От знаменитого дагерротипа, амбротипа, до стереограмм и более поздних carte de visite, фотография была абсолютным увлечением в викторианской Англии, распространившись и в других частях света. Это время порадило и множество интересных людей, например Мата Хари.

Зная, как стремительно развивалась фотография с 1830-х годов, остается только удивляться, куда она нас еще приведет.

Редакция

История в кадрах - уникальный проект, показывающий самые редкие исторические фотографии и рассказывающий о самых ярких событиях в истории человечества.

Посмотреть все записи автора Редакция →

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *