Танк Panzer I в Норвегии, 1940 год.
Танк Panzer I в Норвегии, 1940 год.

Panzer I – самый победоносный танк Вермахта

5 Shares
5
0
0
0
0

Мало кто догадывается, что момент появления Panzer I в войсках Германии во второй половине 1930-х годов во многом предопределил будущее Европы. Хотя это была не очень мощная боевая машина, Panzer I был предком всех танков вермахта, которые могли быть в последствии встречены на полях сражений Второй мировой войны.

Каждый следующий танк становился все тяжелее и смертоноснее, чем предыдущий, но все они имели зачатки Panzer I, в начале своей родословной. Последние сражения с участием этого маленького танка, воевавшего в Европе с самого начала войны, датируются 1944 годом. Согласно немецким источникам, было произведено 2800 Pz. I всех модификаций.

Это важно: чтобы помочь вам разобраться, ниже приведены расшифровки обозначений, принятых для боевых машин в армии Германии.

Сокращение Pz. Kpf.

W. означает “Panzerkampfwagen” и переводится как “боевая бронированная машина”. Аналогичным образом, под аббревиатурой Sd. Kfz. скрывается “Sonderkraftfahrzeug” что в переводе означает “специальная машина”. Ausf (сокращение от Ausfuhrung) – это термин, в общем случае используемый для обозначения модификации какой-либо базовой модели. Так, для Panzer I может встречаться обозначение Pz. Kpfw. I или Sd. Kfz. 101, а различные варианты базовой модели имеют обозначения Ausf. А, Ausf. B, Ausf. C и так далее.

Предыстория

Когда англичане впервые в мире применили танки во время Первой мировой войны, немецкие военные, даже несмотря на то, что Германии удалось захватить несколько французских танков, не сразу по достоинству оценили новинку. 28-тонный Британский Mark I, ромбообразный танк, вооруженный двумя 57 мм пушками в боковых спонсонах и пятью пулеметами, был впервые продемонстрирован 15 сентября 1916 года в битве на реке Сомме, где союзники попытались прорваться через оборону немцев. Невзирая на то, что половина танков сломалась, не доехав до поля боя или застряла в грязи, те что всё-таки доехали, оставили незабываемое впечатление у немецких солдат. Это событие навсегда изменило поле боя.

Немецкие военные натягивают "гусеницы" на танк Panzer II
Немецкие военные натягивают “гусеницы” на танк Panzer II

В конце концов немцы поняли, что без танков им придётся худо. Развитие немецкого танкостроения началось с A7V, 30-тонной прямоугольной коробки, где в тесноте (впрочем, британские танки были не лучше с точки зрения условий для их экипажей) находилось 18 человек экипажа. Вооружение состояло из 57-мм пушки и шести пулеметов. Впервые эти танки применили 21 марта 1918 года. Этот танк был создан достаточно поздно и успел повоевать лишь в конце Первой мировой войны.

Танк A7V
Танк A7V

После поражения в Первой мировой на Германию, согласно Версальскому договору, подписанному в июне 1919 года, были наложены ограничения. Количество пехоты было ограничено 100000 человек личного состава и, самое главное, Германии запрещалось иметь на вооружении танки.

Никто не мог даже представить, что вырастет из немецкой армии начала двадцатых к 1930 году. Уже к 1920 году нашлись люди, желающие обойти наложенные Версальским договором ограничения. Одним из них был Ханс фон Сект (нем. Hans von Seeckt) – начальник управления сухопутными войсками, фактически главнокомандующий рейхсвера. Он принял близко к сердцу уроки Первой мировой и приступил к созданию фундамента немецкой армии. Фон Сект был одним из первых в Германии, понявшим ведущую роль танков на поле боя, которые бы неизбежно заменили конницу из войн прошлого. Он увидел в танках то средство, с помощью которого можно одержать быструю и убедительную победу.

Йоханнес «Ханс» Фридрих Леопольд фон Сект
Йоханнес «Ханс» Фридрих Леопольд фон Сект

К 1926 году немецкая военная доктрина была полностью переписана, чтобы оправдать его видение, так как Версальский договор запрещал Германии разрабатывать или приобретать танки, обычные автомобили были использованы в крупномасштабных учениях для проверки идеи механизированной войны. Можно представить себе недоумение экипажей этих “танков”, которым приказано было водить автомобили и представлять как будто это танки. В конце концов, стало понятно что эра кавалерии прошла безвозвратно и на поле боя выехал новый его царь – танк. При этом пехота никуда не делась, она всё также осталась хребтом армии в наступлении, но танк стал тем остриём, которое может разрушить оборону противника скоростью, бронёй и огневой мощью. Стала возможной тактика быстрого охвата и дробления вражеских формирований, на отдельные “котлы” и в конечном счете уничтожение противника.

Разработка

Большая часть военных разработок Германии перед Второй мировой войной была сделана в тайне. В начале 1930-х, управление вооружений вермахта дало заказ нескольким немецким компаниям создать прототипы легкого и среднего танка. Во всём мире в то время ещё не было ясно какой же танк действительно нужен в армиях.

Производство танков Panzer
Производство танков Panzer

Лёгкие танки могли быть произведены в большом количестве при относительно низкой цене. В то же время средние танки выигрывают у них в огневой мощи, но стоят дороже. Но для Германии выбор лёгких танков был очевиден, по крайней мере на тот момент, в следствии наложенных на инфраструктуру послевоенных ограничений и экономического кризиса 1929 года. Основными требованиями к новой машине было ограничение по весу в 5 тонн и возможность его использования для подготовки экипажей. Пять немецких фирм представили прототипы шасси, из которых было выбрано шасси фирмы Krupp.

Для всего мира новая машина имела хозяйственное предназначение и имела имя La. S или “Landwirtschaftlicher” (что примерно можно перевести как “сельскохозяйственный тягач” или “промышленный трактор”). Танк Круппа имел надстройку и башню фирмы Daimler-Benz. Во время испытаний танка продолжавшихся в течение 1934 года он носил название Krupp-Tractor. А в апреле 1936 года танк получил привычное нам обозначение Pz.

Kpfw. I Ausf. (Sd. Kfz. 101)

Panzer I Ausf.

В 1933 году Адольф Гитлер пришел к власти и к 1934 году, он увидел в Panzer I основу будущих военных успехов Германии. Его видение новой могучей немецкой армии опиралось на эти быстрые бронированные машины, позволяющие использовать тактику, какой ещё не видел остальной мир. В 1935 году, Гитлер объявил, что Германия больше не связана ограничениями Версальского договора. Немецкая армия была переименована в вермахт и нация сплотилась под руководством нового лидера. Правительства всего мира, ещё не оправившегося от прошлой войны и медленно пытающегося оправиться от кризиса 1929 года, мало что могли сделать в ответ.

Роль Panzer I Ausf. А в восстановлении немецкой армии

Panzer I Ausf.

А был первым построенным немецким танком в послевоенном мире. Миниатюрная машина управлялась экипажем из двух человек: механика-водителя и командира, последний также исполнял функции наводчика и заряжающего. Водитель сидел в передней левой части танка, командир занимал смещённую вправо башню. Вооружение было достаточно простым, всего лишь два 7, 92 мм. пулемета, расположенных в башне, со скорострельностью 650 выстрелов в минуту, которые могли стрелять вместе или по отдельности и боекомплектом от 1525 до 2250 патронов. Посадка и высадка командира осуществлялась через полукруглый люк в крыше башни, механик-водитель мог войти или выйти из танка с помощью откидной прямоугольной двери слева от своего рабочего места. Защита танка была минимальной, и в лучшем случае защищала от осколков и пуль стрелкового оружия. Толщина брони была различной и достигала лишь 13 мм в самом защищённом месте. Отличительным признаком Ausf. А были пять обрезиненных опорных катков на одну сторону. Ведущие колёса были расположены в передней части танка. Танк массой 5, 9 тонн приводил в движение четырёхцилиндровый, бензиновый двигатель Krupp M 305 воздушного охлаждения, мощностью 60 лошадиных сил. Ausf. А мог развивать скорость до 37 км в час, запас хода был 85 км по пересечённой местности и 125 км по шоссе.

Panzer I Ausf.

Несмотря на то, что это была первая попытка фирмы Krupp по созданию танка, конструкция получилась очень надёжной для своего времени и финансовых возможностей Германии. Башня давала круговой обстрел, лобовая броня и броня башни была расположена под углом к нормали, что повышало живучесть танка. Скорость была достаточно внушительной, и танк мог быть использован как для разведки, так и для поддержки войск в наступлении. Относительно небольшие размеры машины делали её сложной мишенью на поле боя. И, наконец, небольшая цена, которая сделала Panzer I доступным для немецкой армии в большом количестве. Однако следует отметить, что не все немецкие генералы купились на достоинства Panzer I. Некоторые думали, что машина практически не имеет боевой ценности в современной войне. Во многом, эти люди оказались правы.

Panzer I Ausf.

Производству нового танка был дан зелёный свет, и для увеличения количества произведённых Panzer I, заказ на их производство получили и другие немецкие фирмы, Henschel, MAN и Daimler-Benz. Фирма Henschel получила первоначальный заказ на 150 танков. Уже 1935 году появились три первых танковых дивизии, укомплектованные танками Panzer I.

Смотрите так же:

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или паблик в Вконтакте, а так же мы есть в Instagram


5 Shares
Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *