Panzer I — самый победоносный танк Вермахта

Танк Panzer I в Норвегии, 1940 год. Техника

Мало кто догадывается, что момент появления Panzer I в войсках Германии во второй половине 1930-х годов во многом предопределил будущее Европы. Хотя это была не очень мощная боевая машина, Panzer I был предком всех танков вермахта, которые могли быть в последствии встречены на полях сражений Второй мировой войны.

Каждый следующий танк становился все тяжелее и смертоноснее, чем предыдущий, но все они имели зачатки Panzer I, в начале своей родословной. Последние сражения с участием этого маленького танка, воевавшего в Европе с самого начала войны, датируются 1944 годом. Согласно немецким источникам, было произведено 2800 Pz. I всех модификаций.

Чтобы помочь вам разобраться, ниже приведены расшифровки обозначений, принятых для боевых машин в армии Германии.

Сокращение Pz. Kpf.

W. означает «Panzerkampfwagen» и переводится как «боевая бронированная машина». Аналогичным образом, под аббревиатурой Sd. Kfz. скрывается «Sonderkraftfahrzeug» что в переводе означает «специальная машина». Ausf (сокращение от Ausfuhrung) — это термин, в общем случае используемый для обозначения модификации какой-либо базовой модели. Так, для Panzer I может встречаться обозначение Pz. Kpfw. I или Sd. Kfz. 101, а различные варианты базовой модели имеют обозначения Ausf. А, Ausf. B, Ausf. C и так далее.

Предыстория

Когда англичане впервые в мире применили танки во время Первой мировой войны, немецкие военные, даже несмотря на то, что Германии удалось захватить несколько французских танков, не сразу по достоинству оценили новинку. 28-тонный Британский Mark I, ромбообразный танк, вооруженный двумя 57 мм пушками в боковых спонсонах и пятью пулеметами, был впервые продемонстрирован 15 сентября 1916 года в битве на реке Сомме, где союзники попытались прорваться через оборону немцев. Невзирая на то, что половина танков сломалась, не доехав до поля боя или застряла в грязи, те что всё-таки доехали, оставили незабываемое впечатление у немецких солдат. Это событие навсегда изменило поле боя.

Немецкие военные натягивают "гусеницы" на танк Panzer II
Немецкие военные натягивают «гусеницы» на танк Panzer II

В конце концов немцы поняли, что без танков им придётся худо. Развитие немецкого танкостроения началось с A7V, 30-тонной прямоугольной коробки, где в тесноте (впрочем, британские танки были не лучше с точки зрения условий для их экипажей) находилось 18 человек экипажа. Вооружение состояло из 57-мм пушки и шести пулеметов. Впервые эти танки применили 21 марта 1918 года. Этот танк был создан достаточно поздно и успел повоевать лишь в конце Первой мировой войны.

Танк A7V
Танк A7V

После поражения в Первой мировой на Германию, согласно Версальскому договору, подписанному в июне 1919 года, были наложены ограничения. Количество пехоты было ограничено 100000 человек личного состава и, самое главное, Германии запрещалось иметь на вооружении танки.

Смотрите так же:  Delahaye Type 165 - самый красивый французский автомобиль

Никто не мог даже представить, что вырастет из немецкой армии начала двадцатых к 1930 году. Уже к 1920 году нашлись люди, желающие обойти наложенные Версальским договором ограничения. Одним из них был Ханс фон Сект (нем. Hans von Seeckt) — начальник управления сухопутными войсками, фактически главнокомандующий рейхсвера. Он принял близко к сердцу уроки Первой мировой и приступил к созданию фундамента немецкой армии. Фон Сект был одним из первых в Германии, понявшим ведущую роль танков на поле боя, которые бы неизбежно заменили конницу из войн прошлого. Он увидел в танках то средство, с помощью которого можно одержать быструю и убедительную победу.

Йоханнес «Ханс» Фридрих Леопольд фон Сект
Йоханнес «Ханс» Фридрих Леопольд фон Сект

К 1926 году немецкая военная доктрина была полностью переписана, чтобы оправдать его видение, так как Версальский договор запрещал Германии разрабатывать или приобретать танки, обычные автомобили были использованы в крупномасштабных учениях для проверки идеи механизированной войны. Можно представить себе недоумение экипажей этих «танков», которым приказано было водить автомобили и представлять как будто это танки. В конце концов, стало понятно что эра кавалерии прошла безвозвратно и на поле боя выехал новый его царь — танк. При этом пехота никуда не делась, она всё также осталась хребтом армии в наступлении, но танк стал тем остриём, которое может разрушить оборону противника скоростью, бронёй и огневой мощью. Стала возможной тактика быстрого охвата и дробления вражеских формирований, на отдельные «котлы» и в конечном счете уничтожение противника.

Разработка

Большая часть военных разработок Германии перед Второй мировой войной была сделана в тайне. В начале 1930-х, управление вооружений вермахта дало заказ нескольким немецким компаниям создать прототипы легкого и среднего танка. Во всём мире в то время ещё не было ясно какой же танк действительно нужен в армиях.

Производство танков Panzer
Производство танков Panzer

Лёгкие танки могли быть произведены в большом количестве при относительно низкой цене. В то же время средние танки выигрывают у них в огневой мощи, но стоят дороже. Но для Германии выбор лёгких танков был очевиден, по крайней мере на тот момент, в следствии наложенных на инфраструктуру послевоенных ограничений и экономического кризиса 1929 года. Основными требованиями к новой машине было ограничение по весу в 5 тонн и возможность его использования для подготовки экипажей. Пять немецких фирм представили прототипы шасси, из которых было выбрано шасси фирмы Krupp.

Смотрите так же:  Детские автокресла середины XX века

Для всего мира новая машина имела хозяйственное предназначение и имела имя La. S или «Landwirtschaftlicher» (что примерно можно перевести как «сельскохозяйственный тягач» или «промышленный трактор»). Танк Круппа имел надстройку и башню фирмы Daimler-Benz. Во время испытаний танка продолжавшихся в течение 1934 года он носил название Krupp-Tractor. А в апреле 1936 года танк получил привычное нам обозначение Pz.

Kpfw. I Ausf. (Sd. Kfz. 101)

Panzer I Ausf.

В 1933 году Адольф Гитлер пришел к власти и к 1934 году, он увидел в Panzer I основу будущих военных успехов Германии. Его видение новой могучей немецкой армии опиралось на эти быстрые бронированные машины, позволяющие использовать тактику, какой ещё не видел остальной мир. В 1935 году, Гитлер объявил, что Германия больше не связана ограничениями Версальского договора. Немецкая армия была переименована в вермахт и нация сплотилась под руководством нового лидера. Правительства всего мира, ещё не оправившегося от прошлой войны и медленно пытающегося оправиться от кризиса 1929 года, мало что могли сделать в ответ.

Роль Panzer I Ausf. А в восстановлении немецкой армии

Panzer I Ausf.

А был первым построенным немецким танком в послевоенном мире. Миниатюрная машина управлялась экипажем из двух человек: механика-водителя и командира, последний также исполнял функции наводчика и заряжающего. Водитель сидел в передней левой части танка, командир занимал смещённую вправо башню. Вооружение было достаточно простым, всего лишь два 7, 92 мм. пулемета, расположенных в башне, со скорострельностью 650 выстрелов в минуту, которые могли стрелять вместе или по отдельности и боекомплектом от 1525 до 2250 патронов. Посадка и высадка командира осуществлялась через полукруглый люк в крыше башни, механик-водитель мог войти или выйти из танка с помощью откидной прямоугольной двери слева от своего рабочего места. Защита танка была минимальной, и в лучшем случае защищала от осколков и пуль стрелкового оружия. Толщина брони была различной и достигала лишь 13 мм в самом защищённом месте. Отличительным признаком Ausf. А были пять обрезиненных опорных катков на одну сторону. Ведущие колёса были расположены в передней части танка. Танк массой 5, 9 тонн приводил в движение четырёхцилиндровый, бензиновый двигатель Krupp M 305 воздушного охлаждения, мощностью 60 лошадиных сил. Ausf. А мог развивать скорость до 37 км в час, запас хода был 85 км по пересечённой местности и 125 км по шоссе.

Panzer I Ausf.

Несмотря на то, что это была первая попытка фирмы Krupp по созданию танка, конструкция получилась очень надёжной для своего времени и финансовых возможностей Германии. Башня давала круговой обстрел, лобовая броня и броня башни была расположена под углом к нормали, что повышало живучесть танка. Скорость была достаточно внушительной, и танк мог быть использован как для разведки, так и для поддержки войск в наступлении. Относительно небольшие размеры машины делали её сложной мишенью на поле боя. И, наконец, небольшая цена, которая сделала Panzer I доступным для немецкой армии в большом количестве. Однако следует отметить, что не все немецкие генералы купились на достоинства Panzer I. Некоторые думали, что машина практически не имеет боевой ценности в современной войне. Во многом, эти люди оказались правы.

Panzer I Ausf.

Производству нового танка был дан зелёный свет, и для увеличения количества произведённых Panzer I, заказ на их производство получили и другие немецкие фирмы, Henschel, MAN и Daimler-Benz. Фирма Henschel получила первоначальный заказ на 150 танков. Уже 1935 году появились три первых танковых дивизии, укомплектованные танками Panzer I.

Смотрите так же:  DeLorean - парадоксальная история культового автомобиля

Смотрите так же:

Понравилось? Хотите быть в курсе обновлений? Подписывайтесь на наш Twitter, страницу в Facebook или паблик в Вконтакте, а так же мы есть в Instagram

Оцените статью
Добавить комментарий

Этот сайт защищен reCAPTCHA и применяются Политика конфиденциальности и Условия обслуживания Google.

Adblock
detector