Танк КВ-1 был далеко не перврой разработкой советских инженеров. Советская армия, в годы начала Второй мировой войны имела на вооружении как легкие, так и средние танки. Они были на колесном и на колесно-гусеничном ходу.
Танк Т-35 последний, из разработанных в тридцатых годах, имел гусеничный ход, тяжелую броню, и пять самостоятельных башен, что существенно увеличивало огневую мощь, но делало его слишком неповоротливым.
Пять башен оказались ненужными и только мешали слаженным действиям. Танк имел средний ход 28 км в час, только на прямой дороге, на пересеченной местности маневренность падала, и танк становился очень уязвимым. Армии требовалась машина, имеющая хорошую проходимость и самое главное, хорошую броню, выдерживающую удары артиллерийских орудий, способную сделать прорыв в обороне противника.
Первый прототип КВ-1
С чего начиналась история советского танка КВ? Последующие модели, разработанные для исправления слабых характеристик Т-35, стимулировали к жизни новые модели Т-100 и СМК, имевшие две башни, тяжелое вооружение и более скромные размеры. В 1938 году, началась разработка нового тяжелого КВ (Климент Ворошилов).
Новый танк должен был быть тяжелым, трехбашенным, гусеничным и с бензиновым двигателем. В процессе работы над прототипом, молодые сотрудники конструкторского бюро Ленинградского завода имени С. М. Кирова, на стадии чертежей внесли существенные изменения в проект.
Характеристики КВ
Управление машиной помещалось в передней части танка. Экипаж уменьшился вдвое, теперь состоял из пяти человек:
- командира танка
- механика-водителя
- наводчика
- заряжающего
- пулеметчика-радиста
Толщина брони была 75 мм, против 40 мм у Т-35, вооружен танк орудием 76 мм и тремя пулеметами. Один из них иногда заменяли на зенитный. Двигатель установили дизельный, его мощность составила 600 лошадиных сил.
Испытания танк проходил во время зимней Советско-финской войны в Карелии, на фронте. Экспериментальные машины включили в состав танковой бригады, отправленной на линию Маннергейма.
Экспериментальный образец танка СМК испытания не прошел. КВ-1 получил самые лучшие отзывы. Было запланирован серийный выпуск танка в 1941 году. Испытания показали возможности прототипа, появились новые модели КВ-2, на который планировалось установить гаубицу 152 мм, а в последствии установили орудие 110 миллиметров, модель имела одну очень большую непропорциональную башню. И КВ-3, с большей броней, до 120 мм и орудие 107 мм, поэтому танк более тяжелый, и громоздкий, обладал самой плохой скоростью и маневренностью.
Танк КВ-1 на фронтах войны
К началу Второй мировой войны, танк КВ был на вооружении Красной Армии. Основной выпуск моделей КВ (КВ-1, КВ-2), освоили на Кировском заводе. Все военные округа западных регионов Советского Союза имели эту машину на оснащении. До войны их успели выпустить 636 единиц.
В Германии оценили мощь танка, его броню могла подбить только 88 миллиметровая зенитка. Из окруженного Ленинграда, танковый завод перевезли в Челябинск, на тракторный завод, для продолжения выпуска новых машин.
Слабым местом в конструкции машины оказалась, плохо скомпонованная коробка передач. Главным минусом стал воздушный фильтр, из-за которого машины просто не доходили до передовой. Слабый обзор не давал возможности оценить всю полноту картины боя.
Была очень сложной подготовка экипажей, требовавшая значительного времени на обучение. Зато подготовленные экипажи, могли бить противника не неся потерь. Часто тяжелые танки КВ, просто давили легкие немецкие танки своим весом. Самым важным была дороговизна изготовления.
Почему танк КВ сняли с вооружения?
После выхода новой модели танка Т-34, модель Ворошилова перестали выпускать. Самые главные причины для этого, слабая скорость и плохая маневренность, по сравнению с тридцать четверкой, попасть в медленно движущуюся машину гораздо проще, чем в скоростную.
Вооружение использовалось одинаковое, орудие калибра 76 миллиметров, отличалась толщина брони. Важным фактором, влияющим на выпуск машины, стала стоимость материалов для одной машины. Танк Т-34, был более дешевым и доступным, он развивал хорошую скорость на пересеченной местности и имел общую проходимость 400 километров.
Так же будет интересно: